Ограничения по валютным операциям
для граждан Российской Федерации,
проживающих за рубежом свыше 183 дней в году
В соответствии с Законом № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ЗОВР) все ограничения по валютным операциям (зачислениям и расходованиям) делятся на два типа:
1. Ограничения, связанные с видом валютной операции;
2. Ограничения, связанные с используемыми банковскими счетами.

То есть, валютная операция,
во-первых, должна быть не запрещена законом,
во-вторых, закон должен разрешать ее проведение по зарубежному счету в обход российского.

Рассмотрим насколько применимы данные фильтры к гражданам РФ, постоянно (свыше 183 дней в календарном году) проживающим за пределами России.
Для таких граждан, которых далее мы будем обозначать как "резиденты (не РФ)", пунктом 8 статьи 12 ЗОВР предусмотрено освобождение от требований ЗОВР, касающихся порядка открытия счетов, проведения по указанным счета валютных операций, предоставления отчетов о движении денежных средств.
Ограничения, связанные с видом валютной операции

Статья 9 ЗОВР запрещает валютные операции между резидентами и одновременно устанавливает исключения, когда валютные операции между резидентами разрешены.

Касаемо резидентов (не РФ) имеются два таких исключения:

- (п. 25) операции, совершаемые резидентами (не РФ) за пределами РФ между собой, расчеты между резидентами (не РФ) и юридическими лицами – резидентами, являющимися образовательными организациями;

- (п. 31) переводов физ.лицами - резидентами иностранной валюты со своих счетов в уполномоченных банках, в оплату товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, физ.лицам – резидентам (не РФ), осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на их зарубежные счета (вводится с 1.01.2020).

Ограничения, установленные статьей 9, распространяются на всех резидентов, для резидентов (не РФ) каких-либо исключений не предусмотрено.
Ограничения, связанные с используемыми банковскими счетами

По общему правилу, все резиденты – физические лица осуществляют валютные операции только через счета в уполномоченных банках (ч. 3 ст. 14).
Из этого правила есть исключения, в том числе связанные с использованием зарубежных счетов: расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться физическими лицами - резидентами через зарубежные счета за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с ЗОВР (ч. 4 ст. 14).
То есть,
1) кроме уполномоченных банков для осуществления валютных операций могут быть использованы банки и иные организации финансового рынка, находящиеся за пределами РФ,
2) законность расчетов по таким валютным операциям зависит от законности зачисления валюты на соответствующие зарубежные счета. Осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, образует состав ч.1 ст. 15.25 КоАП.

Официальные комментарии, касающиеся регулирования валютных операций резидентов (не РФ), носят достаточно общий характер и не касаются ограничений, которые для них сохраняются. Так, в пояснительной записке к проекту закона 427-ФЗ указано:
«Законопроектом предлагается освободить граждан Российской Федерации от выполнения обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах (вкладах), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, от ограничений на совершение операций, а также по представлению отчетов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) физических лиц - резидентов, если срок пребывания граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней независимо от количества въездов на территорию Российской Федерации в таком календарном году (дополнение в части 8 статьи 12 Закона)» .
Такую же позицию высказала ФНС:
«С 1 января 2018 года физические лица - резиденты, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней, согласно новой редакции части 8 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, освобождаются от обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов (вкладов), а также от обязанности представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) (далее - отчеты). Кроме того, такая категория физических лиц - резидентов вправе без ограничений осуществлять валютные операции по своим зарубежным счетам (вкладам), в том числе между собой» .
«Российские граждане, преимущественно проживающие за границей, смогут свободно осуществлять валютные операции через свои зарубежные счета» .
Судебная практика по применению норм ЗОВР, касающихся резидентов (не РФ) пока не сформирована.
Ограничения, связанные с зачислением иностранной валюты на зарубежные счета

Части 5, 5.1 ст. 12 ЗОВР устанавливают закрытый перечень случаев, когда иностранная валюта может быть зачислена напрямую на зарубежный счет резидента. Во всех остальных случаях валюта не может быть зачислена напрямую, а только через счет в уполномоченном банке (ч. 4 ст. 12).
Часть 8 ст. 12 предусматривает, что требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к резидентам (не РФ) . В этом перечне «освобождений» не указаны операции по зачислению, поэтому возникает вопрос, остаются ли для резидентов (не РФ) какие-либо ограничения относительно зачислений,
(1) которые не являются валютными операциями, либо
(2) которые являются валютными операциями, но не предусмотрены ЗОВР для зарубежных счетов, либо
(3) которые являются валютными операциями, но требования к их совершению (запреты и ограничения) установлены иными статьями ЗОВР, помимо ст. 12.

Остановимся подробнее на этих вопросах.
(1) В ч. 5 ст. 12 указаны операции зачисления, которые не являются валютными операциями:
• Внесение денежных средств в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада);
• Внесение наличных денежных средств на счет (во вклад);
• полученные денежных средств в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады).
В той же ч. 5 ст. 12 прямо указано, что такие операции проводятся без ограничений всеми резидентами.
По нашему мнению, зачисления на зарубежные счета резидентов (не РФ), которые не являются валютными операциями и не указаны в ч. 5 ст. 12, не являются средствами, зачисленными в соответствии с ЗОВР. А следовательно, с учетом положений ч.4 ст. 14, расходование таких средств не может осуществляться через зарубежные счета.
При этом, как следует из ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, административно наказуемым является осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.
Соответственно, если операция по зачислению не является валютной, за совершение такой операции лицо не может быть привлечено к административной ответственности. Однако валютная операция по расходованию этих денежных средств с зарубежного счета будет считаться валютной, и соответственно, за ее совершение резидент (не РФ) теоретически может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

(2) Зачисление резидентом (не РФ) валюты на зарубежный счет в результате совершения валютных операций по зачислению денежных средств, не предусмотренных частями 5 и 5.1 ст. 12, в то же время не запрещено в силу положений ст. 6, ч. 8 ст. 12 ЗОВР. Однако будет ли являться законным осуществление валютных операций за счет этих средств (исходя из ч.8 ст. 12) или же такие операции будут считаться совершенными за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ (что формально следует из ч. 3,4 ст. 14) – вопрос спорный. На наш взгляд, применение административной ответственности к резидентам (не РФ) по данному основанию маловероятно.

(3) Не имеется оснований считать, что на резидентов (не РФ) не распространяются все иные ограничения, установленные ЗОВР в отношении валютных операций помимо статьи 12, в частности, запрет на их совершение между резидентами, установленный статьей 9.
При зачислении валюты с нарушением этих ограничений денежные средства нельзя считать зачисленными в соответствии с ЗОВР, а следовательно, применять ч. 4 ст. 14 закона, позволяющую проводить расчеты через зарубежные счета. Поэтому обе валютные операции – и по зачислению, и по расходованию денежных средств – в этом случае могут привести к применению ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП.
Несмотря на отсутствие обязанности резидента (не РФ) представлять в налоговый орган отчет о движении денежных средств, незаконные операции по зачислению и расходованию иностранной валюты на зарубежных счетах могут стать известны налоговому органу в результате автоматического обмена информацией.
Ограничения, связанные с репатриацией иностранной валюты

В законе отсутствуют особенности регулирования для резидентов (не РФ) в отношении обязанности по репатриации валюты при предоставлении ее резидентами в виде займов нерезидентам (п. 1 ст. 19 Закона).
Поэтому все без исключения резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа (пп. 3 п. 1 ст. 19). Соответственно, в договорах займа должны быть указаны сроки исполнения обязательств (п. 1.1. ст. 19), эта информация должна быть представлена уполномоченным банкам (пп. 3 п. 1.1 ст. 19).
Гашение займа может быть проведено путем зачета, при условии что встречное требование нерезидента возникло в результате перечисления нерезидентом денежных средств по договору займа в уполномоченный банк (пп. 9 п. 2 ст. 19).
Субъектами административной ответственности за нарушение данного порядка являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также должностные лица.

Ответственность для не являющихся ИП физических лиц законом не предусмотрена.
Made on
Tilda